Почему философия языка ненадежна для понимания ненадежного киноповествования

Авторы

  • Марк Шомпань Политичехнический университет Квантлен

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps202259219

Ключевые слова:

фильм, повествование, теория речевых актов, свидетельство, надеж-ность, философия языка, субъективность, семиотика

Аннотация

Персонаж, рассказывающий о происходящем (иногда голосом за кадром), – это типичный прием кинематографа, хотя такое повествование не всегда является надежным рассказом о событиях. Согласно Майеру, искажения могут быть вызваны намерением рассказчика, наивностью, психотропными веществами и/или когнитивным расстройством/болезнью. Общее для этих причин состоит, по его мнению, в наличии точки зрения – перспективы, которая проявляется в кино некоторыми кадрами. Хотя объяснение ненадежности посредством указания на перспективу охватывает большинство случаев, я раскрываю его методологические следствия и указываю на возможность, которую анализ Майера упускает из виду. Я полагаю, что повествование может быть ненадежным просто потому, что оно не совпадает по времени с событиями, демонстрируемыми на экране. Искажение в этом случае не связано с точкой зрения какого-либо персонажа, скорее это происходит из-за способности кинематографа разделять то, что видно, и то, что слышно. Вследствие этого такого расхождения можно иметь надежного рассказчика, но ненадежный рассказ. Поскольку в обычной речи голос и контекст высказывания обычно совпадают, я прихожу к выводу, что философия языка, возможно, плохо приспособлена для правильного понимания этого конкретного явления.

Опубликован

2022-10-01

Как цитировать

[1]
2022. Почему философия языка ненадежна для понимания ненадежного киноповествования. Эпистемология и философия науки. 59, 2 (Oct. 2022), 43–50. DOI:https://doi.org/10.5840/eps202259219.