Почему философия языка ненадежна для понимания ненадежного киноповествования

  • Марк Шомпань Политичехнический университет Квантлен
Ключевые слова: фильм, повествование, теория речевых актов, свидетельство, надеж-ность, философия языка, субъективность, семиотика

Аннотация

Персонаж, рассказывающий о происходящем (иногда голосом за кадром), – это типичный прием кинематографа, хотя такое повествование не всегда является надежным рассказом о событиях. Согласно Майеру, искажения могут быть вызваны намерением рассказчика, наивностью, психотропными веществами и/или когнитивным расстройством/болезнью. Общее для этих причин состоит, по его мнению, в наличии точки зрения – перспективы, которая проявляется в кино некоторыми кадрами. Хотя объяснение ненадежности посредством указания на перспективу охватывает большинство случаев, я раскрываю его методологические следствия и указываю на возможность, которую анализ Майера упускает из виду. Я полагаю, что повествование может быть ненадежным просто потому, что оно не совпадает по времени с событиями, демонстрируемыми на экране. Искажение в этом случае не связано с точкой зрения какого-либо персонажа, скорее это происходит из-за способности кинематографа разделять то, что видно, и то, что слышно. Вследствие этого такого расхождения можно иметь надежного рассказчика, но ненадежный рассказ. Поскольку в обычной речи голос и контекст высказывания обычно совпадают, я прихожу к выводу, что философия языка, возможно, плохо приспособлена для правильного понимания этого конкретного явления.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Banfield, 1982 – Banfield, A. Unspeakable Sentences: Narration and Representation in the Language of Fiction. New York: Routledge and Kegan Paul, 1982.
Chion, 1994 – Chion, M. Audio-Vision: Sound on Screen. Trans. C. Gorbman. New York: Columbia University Press, 1994.
Gaudreault, 2009 – Gaudreault, A. From Plato to Lumière: Narration and Monstration in Literature and Cinema. Trans. T. Barnard. Toronto: University of Toronto Press, 2009.
Greenberg, 2011 – Greenberg, G.J. The Semiotic Spectrum. Dissertation, Rutgers University, 2011.
Maier, 2022 – Maier, E. “Unreliability and Point of View in Filmic Narration”, Epistemology & Philosophy of Science, 2022, vol. 59, no. 2, pp. XX
Pagin, 2016 – Pagin, P. “Assertion”, in: E.N. Zalta (ed.) The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Winter 2016). [https://plato.stanford.edu/archives/win2016/entries/assertion/, accessed on 08.01.2022]
Sebeok, 1985– Sebeok, T. A. “Vital Signs”, The American Journal of Semiotics, 1985, vol. 3(3), pp. 1–27.
Wittgenstein, [1921] 1974 – Wittgenstein, L. ([1921] 1974). Tractatus Logico-Philosophicus. Trans. D.F. Pears and B.F. McGuinness. London: Routledge, [1921] 1974.
Опубликован
2022-10-01
Как цитировать
Шомпань М. Почему философия языка ненадежна для понимания ненадежного киноповествования // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 2. С. 43-50.