БРЕНТАНО И СХОЛАСТИКА: В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ ИСТОКОВ

  • Галина Владимировна Вдовина Институт философии РАН
Ключевые слова: Брентано, схоластика, интенциональность, психические акты, физические феномены, Фома Аквинский, Аристотель, схоласты средневековья, схоластика XVII в.

Аннотация

В статье рассматривается проблема схоластических источников концепции интенциональности сознания у Брентано. Основным предметом обсуждения служит так называемый тезис об интенциональности, сформулированный Брентано в книге 1874 г. «Психология с эмпирической точки зрения». Поиски конкретных схоластических источников Брентано ведутся несколько десятилетий, однако и сегодня проблема сохраняет актуальность. Задачи статьи – определить основные позиции по данному вопросу и выявить причины их несостоятельности, а затем предложить собственную гипотезу и привести аргументы в ее пользу. На основе существующих публикаций кратко сформулированы следующие позиции: 1) гипотеза заимствований у Фомы Аквинского; 2) гипотеза заимствований у Аристотеля; 3) гипотеза заимствований у схоластов XIV в. Показана несостоятельность этих гипотез, каждой на своих основаниях. Первая гипотеза исходит из ложных предпосылок, вторая имеет явно редукционистский характер, третья верно определяет точки сходства между Брентано и схоластами, но недооценивает различия между ними. Авторская гипотеза состоит в том, что наиболее точная параллель к брентановскому учению об интенциональности обнаруживается в схоластике раннего Нового времени. Она подкрепляется с двух сторон. Сначала на основании биографической и читательской истории Брентано формулируются доводы в пользу обоснованности выдвинутого предположения. Показано, что на схоластов эпохи Декарта Брентано мог выйти благодаря чтению трудов немецких неосхоластов середины XIX в. Затем формулируются основные положения Брентано и барочной схоластики об интенциональности: 1) различие интенциональных и физических феноменов – центральный стержень интенциональной философии; 2) интенциональная направленность – свойство всех, не только интеллектуальных, психических актов; 3) понятие интенционального объекта и его вариации; 4) объектное (объективное) бытие; 5) реальность психических актов и ирреальность их содержаний. Сравнение свидетельствует о том, что они аналогичны не только содержательно, но и функционально.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Брентано, 1996 – Брентано Ф. Избранные работы / Пер. с нем. В.В. Анашвили. М.: Дом интеллектуальной книги, 1996. 176 с.
Вдовина, 2015 – Вдовина Г.В. Два модуса жизни в «науке о душе» XVII в. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 1 (33). С. 311–328.
Вдовина, 2019 – Вдовина Г.В. Интенциональность и жизнь. Философская психология постсредневековой схоластики. М., СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2019. 592 с.
Мюнх, 2002 – Мюнх Д. Intentionale Inexistenz у Брентано / Пер. с нем. Р.А. Громова // Логос. 2002. № 1. С. 95–131.
Хайдеггер, 2001 – Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии / Пер. с нем. А.Г. Чернякова. Спб: Высшая религиозно-философская школа, 2001. 445 с.
Опубликован
2022-09-01
Как цитировать
Вдовина Г. В. БРЕНТАНО И СХОЛАСТИКА: В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ ИСТОКОВ // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 1. С. 190-210.