Нейроэтика: дискуссии о предмете
DOI:
https://doi.org/10.5840/eps202259111Ключевые слова:
нейроэтика, нейронауки, когнитивные исследования, нейротехнологии, социально-гуманитарная экспертиза, философия наукиАннотация
В 70-х годах ХХ века возник термин «нейроэтика» для обозначения медицинской этики в неврологии. С началом широких эмпирических исследований в рамках нейробиологии и когнитивистики, развитием нейроповорота в философии сознания, а также на фоне подъема общественного интереса к исследованиям мозга в первое десятилетие ХХI века складывается нейроэтика как самостоятельная исследовательская область. Предметом дискуссий до настоящего времени являются вопросы конституирования предметной области, методологии, приоритетных направлений и концепций нейроэтики. На основании обзора ключевых вех и тем в истории оформления нейроэтики как исследовательского пространства авторы статьи предлагают структурировать нейроэтику как метадисциплину, выделяя в ней 4 подхода, отличающихся по тяготению к теоретическим или прикладным аспектам в рассмотрении задач. Предложенная А. Роскис проблематика нейроэтики уточняется в современных исследованиях. В статье выявлено, что нейроэтика может пониматься как описание нейронных коррелятов морального действия; как оценка этичности исследовательских и терапевтических вмешательств в мозг; как критическое осмысление социальных практик, основанных на знаниях о функционировании мозга или на использовании нейротехнологий; как анализ последствий развития нейротехнологий для социальных структур и отношений. Авторы отмечают, что нейроэтика как исследовательская область продолжает иметь статус «становящейся области», что делает анализ ее развития самостоятельной исследовательской задачей.