Интеллектуальная добродетель мудрости и эвиденциализм

Авторы

  • Кирилл Витальевич Карпов Институт философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps202158469

Ключевые слова:

Эпистемология добродетелей, мудрость, эвиденциализм, интернализм, хабитус, научное знание, Фома Аквинский, эпистемическое благо

Аннотация

Предмет рассмотрения в статье – вопрос о возможной связи эпистемологии добродетелей и эвиденциалистского идеала знания. Эта связь рассматривается, во-первых, на примере интеллектуальной добродетели мудрости, а, во-вторых, на основе исторического примера – трактовки Фомой Аквинским мудрости как одного из интеллектуальных хабитусов. В статье предпринимается попытка показать, что, основываясь на перипатетической традиции (к которой и восходит эпистемология добродетелей), можно предложить такую трактовку понятию «интеллектуальная добродетель», исходя из которой выстраивается релевантная эвиденциализму теория обоснования. Для этого в первой части кратко представлены основные версии теории интеллектуальных добродетелей и эвиденциализма в их отношении к экстерналистским и интерналистским теориям обоснования. Во второй части приводится и разбирается исторический пример определения интеллектуальной добродетели как хабитуса. Речь идет о добродетелях теоретического хабитуса в трактовке Фомы Аквинского, прежде всего о мудрости и научном знании. Показано, что хабитус в данном случае понимается двояко: и как присущая человеку способность и как объективное знание. Поэтому мудрость трактуется, с одной стороны, как добродетель, а с другой – как знание. Наконец, в заключительных частях статьи, исходя из предложенного примера, намечаются пути решения вызовов, с которыми в последнее время сталкиваются эвиденциализм и интернализм.

Загрузки

Опубликован

2021-12-31

Как цитировать

[1]
2021. Интеллектуальная добродетель мудрости и эвиденциализм. Эпистемология и философия науки. 58, 4 (Dec. 2021), 196–208. DOI:https://doi.org/10.5840/eps202158469.