Эпистемологические добродетели и пороки А. Эйнштейна

Авторы

  • Владимир Павлович Визгин Институт истории естество- знания и техники им. С.И. Вавилова РАН

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps202158468

Ключевые слова:

эпистемические добродетели и пороки, история физики, Эйнштейн, специальная теория относительности, общая теория относительности, единые теории поля, геометрическая полевая программа, квантовая механика, расширяющаяся Вселенная, Фридман

Аннотация

В статье на основе понятий эпистемических добродетелей и эпистемических пороков исследуется вклад А.Эйнштейна в создание фундаментальных физических теорий, а именно специальной теории относительности  и общей теории относительности, а также в разработку на базе геометрической полевой программы  единой теории поля, которая так и не привела к успеху. В числе основных эпистемических добродетелей, приведших Эйнштейна к успеху при построении специальной теории относительности, можно назвать следующие: уникальную физическую интуицию, опирающуюся на метод мысленного эксперимента и необходимость экспериментального обоснования пространственно-временных понятий; стремление к простоте и элегантности теории; научную смелость, бунтарство, означающие готовность вступить в противоборство с научными общепринятыми догмами и авторитетами. При создании общей теории относительности к этим эпистемическим  добродетелям добавилась еще одна интеллектуальная добродетель: вера в эвристическую силу математического аспекта физики. При этом ему пришлось преодолеть свою первоначальную недооценку четырехмерной концепции пространства и времени Г.Минковского, в чем проявилась еще одна добродетель,  присущая раннему Эйнштейну, - своеобразная гибкость мышления. Подчеркнута творческая роль его ошибок Эйнштейна на пути к общей теории относительности, которые были связаны не столько с эпистемическими пороками, сколько с трудностями согласования математического и физического аспектов теории. Отмечена амбивалентность понятия эпистемических добродетелей, которые могут трансформироваться в эпистемические пороки. Такое превращение случилось во второй половине жизни Эйнштейна, когда он на протяжении более чем тридцати лет пытался построить единую геометрическую теорию поля и найти альтернативу квантовой механики с ее вероятностной и копенгагенской интерпретацией, так и не добившись успеха.  В этом случае можно говорить о следующих эпистемических пороках: переоценка математического и недооценка экспериментально - эмпирического аспектов теории; принятие в качестве фундаментальных – концепций, лежащих в основе общей теории относительности (континуализм, классическая причинность, геометрическая природа взаимодействий); беспрецедентное упорство в отстаивании геометрической полевой программы, несмотря на ее неудачи, и определенная утрата присущей творцу теории относительности гибкости мышления. Промежуточный характер в отношении эпистемических добродетелей и пороков Эйнштейна носит космологический сюжет, связанный с применением общей теории относительности к устройству Вселенной и при этом еще и с упущенной им возможностью открытия теории расширяющейся Вселенной. Эту возможность реализовал А.А.Фридман, победивший Эйнштейна в споре о стационарности – нестационарности Вселенной. В этом споре проявились некоторые   интеллектуальные пороки Эйнштейна, которых не было у Фридмана. Отмечена связь интеллектуальных добродетелей с методологическими принципами физики и «ошибочностной» концепцией развития научного знания.

Загрузки

Опубликован

2021-12-31

Как цитировать

[1]
2021. Эпистемологические добродетели и пороки А. Эйнштейна. Эпистемология и философия науки. 58, 4 (Dec. 2021), 175–195. DOI:https://doi.org/10.5840/eps202158468.