Эпистемология добродетелей как противоудачная эпистемология

  • Алексей Зиновьевич Черняк Российский университет дружбы народов
Ключевые слова: знание, эпистемология, случайная истинность, добродетель, компетентность, безопасность, чувствительность к истине

Аннотация

В современной эпистемологии широко распространено мнение, что знание как индивидуальная ментальная установка с определенным пропозициональным содержанием представляет собой не просто истинное, хорошо обоснованное убеждение, а такое, что его истинность не является результатом чистой случайности. Этот подход известен как противоудачная эпистемология. Распространенное объяснение несовместимости этого понятия знания со случайным характером истинности - так называемой веритической удачей (состоящей в том, что истинное убеждение субъекта не было бы истинным, если бы не определенное чисто случайное стечение обстоятельствам) исходит из гипотезы существенной зависимости знания от качества приведших к его получению действий субъекта и/или стоящих за ними процессов, обусловленного их связью с так называемыми интеллектуальными добродетелями, отвечающими за компетентность субъекта в соответствующих вопросах. Эпистемология добродетелей, как принято называть этот подход, предполагает, что, если убеждение истинно исключительно или главным образом благодаря тому, что в нем (как мыслительном акте принятия или обоснования пропозиции) реализованы определенные интеллектуальные добродетели, оно не может быть случайно истинным. Однако этот тезис довольно трудно доказать, учитывая, что существуют примеры истинных убеждений, в формировании которых интеллектуальные добродетели явно сыграли важную роль и которые, тем не менее, вполне могли бы оказаться ложными, если бы не какой-то счастливый (для познающего субъекта) случай. В связи с этим в рамках эпистемологии добродетелей появились теории, имеющие целью ассимиляцию подобных случаев. Их авторы стараются представить соответствующие ситуации как такие, в которых влияние удачи не является определяющим, а вклад добродетелей как раз является таковым. В данной статье предлагается критический разбор аргументов такого рода в рамках более общего исследования возможностей эпистемологии добродетелей в плане обоснования тезиса несовместимости пропозиционального знания с веритической удачей. Автор показывает, что для сомнений в способности защитить этот тезис средствами данной теории есть веские основания.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Battaly H. Epistemic Self-Indulgence. Metaphilosophy 41(1–2), 2010: 214–234;
Baumann P. No Luck with Knowledge? On a Dogma of Epistemology. Philosophy and Phenomenological Research 89, 2014: 523-551;
Engel M. Is Epistemic Luck Compatible with Knowledge? Southern Journal of Philosophy 30, 1992: 59-75;
Engel M. Epistemic Luck. Internet Encyclopedia of Philosophy, 2011;
Gettier E. Is Justified True Belief Knowledge? Analysis 23, 1963: 121-123;
Goldman A. What is Justified Belief? Justification and Knowledge. Ed. Pappas G. Dordrecht, Holland: D. Reidel Publishing Company, 1979;
Greco J. Virtue and Luck, Epistemic and Otherwise. Metaphilosophy 34, 2003: 353-66;
Greco J. The Nature of Ability and the Purpose of Knowledge. Philosophical Issues 17, 2007: 57–69;
Greco J. Knowledge and Success from Ability. Philosophical Studies 142(1), 2009: 17–26;
Hetherington S. Actually Knowing. The Philosophical Quarterly 48, 1998: 453-469;
Hiller A., Neta R. Safety and Epistemic Luck. Synthese 158, 2007: 303-14;
Kelp C. Knowledge and Safety. Journal of Philosophical Research 34, 2009: 21-31;
Lackey J. Why we don’t deserve credit for everything we know. Synthese 158(3), 2007: 345–361;
Lehrer K. Theory of Knowledge. Boulder, CO: Westview Press, 1990;
Neta R., Rohrbaugh G. Luminosity and the Safety of Knowledge. Pacific Philosophical Quarterly 85, 2004: 396-406;
Nozick R. Knowledge and Skepticism. Philosophical Explanations. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1981: 172-196;
Piller C. Beware of Safety. Analytic Philosophy Vol. 0 No. 0, 2019: 1–29;
Pritchard D. Virtue Epistemology and Epistemic Luck. Metaphilosophy 34, 2003: 106-30;
Pritchard D. Epistemic Luck. New York: Oxford University Press, 2005;
Pritchard D. Anti-Luck Virtue Epistemology. Journal of Philosophy 109, 2012: 247-79;
Pritchard D. There Cannot be Lucky Knowledge. Contemporary Debates in Epistemology (2nd Ed.), Steup M., Turri J. (eds.) §7, Oxford: Blackwell, 2013;
Pritchard D. Anti-Luck Epistemology and the Gettier Problem. Philosophical Studies 172, 2015: 93-111;
Pritchard D. Knowledge, Luck and Virtue: Resolving the Gettier Problem. The Gettier Problem, de Almeida C., Borges R., Klein P. (eds.) Oxford: Oxford University Press, 2019;
Riggs W. Reliability and the Value of Knowledge. Philosophy and Phenomenological Research 64(1), 2002: 79–96;
Riggs W. Two Problems of Easy Credit. Synthese 169(1), 2009: 201–216;
Russell B. The Problems of Philosophy. Oxford: Oxford University Press, 1912;
Russell B. Human Knowledge: Its Scope and Limits. New York: Simon and Schuster, 1948;
Sainsbury R. Easy Possibilities. Philosophy and Phenomenological Research 57, 1997: 907-919;
Sosa E. Knowledge in Perspective. Cambridge: Cambridge University Press, 1991;
Sosa E. How to Defeat Opposition to Moore. Philosophical Perspectives 13, Epistemology, 1999: 141-54;
Sosa E. Apt Belief and Reflective Knowledge. Volume 1: A Virtue Epistemology, Oxford: Oxford University Press, 2007;
Sosa E. Apt Belief and Reflective Knowledge. Volume II: Reflective Knowledge, Oxford: Oxford University Press, 2009;
Sosa E. Virtue Epistemology: Character versus Competence. Alfano M. (ed.) Current Controversies in Virtue Theory, New York: Routledge, 2015: 62–74;
Turri J. Manifest Failure: the Gettier Problem Solved. Philosophers’ Imprint 11(8), 2011: 1–11;
Unger P. An Analysis of Factual Knowledge. Journal of Philosophy 65, 1968: 157-70;
Vogel J. The New Relevant Alternatives Theory. Philosophical Perspectives 13, Epistemology, 1999: 155-80;
Williamson T. Knowledge and its Limits. Oxford: Oxford University Press, 2000;
Zagzebski L. Virtues of the Mind: An Inquiry into the Nature of Virtue and the Ethical Foundations of Knowledge. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.
Опубликован
2021-12-31
Как цитировать
Черняк А. З. Эпистемология добродетелей как противоудачная эпистемология // Эпистемология и философия науки. 2021. Т. 58. № 4. С. 77-94.