Бэконовская historiola mentis в методе Спинозы

Авторы

  • Омар Дель Нонно Университет Ка-Фоскари

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps202158352

Ключевые слова:

Спиноза, Фрэнсис Бэкон, воображение, метод, история

Аннотация

В статье обсуждается дискуссионный вопрос о возможном влиянии Бэкона на мысль Спинозы. Анализ отталкивается от отсылки Спинозы в Письме 37 к historiola mentis (малой истории ума) à la Бэкон как к эмпирико-историческому методу для различения различных видов восприятия. Цель работы – объяснить, почему Спиноза считает «историю ума» Бэкона полезным инструментом для продвижения к познанию наиболее прекрасных вещей [praestantissimae res]. Я предполагаю, что Спиноза мог вдохновиться теорией идолов Бэкона и его историческим методом, поскольку они помогают различать разные виды идей без предварительного знания о первых причинах. Кроме этого, метод толкования Писания в "Богословско-политическом трактате" Спинозы, похоже, также частично обязан бэконовскому изложению естественной и гражданской истории и направлен на прояснение практического смысла Писания. Исторический и эмпирический метод в понимании Спинозы может играть ключевую роль, поскольку преобразует человеческую деятельность и поведение в соответствии с порядком разума. Этот метод имеет сугубо практическую функцию и не может сравниться с истинным познанием вещей через их первопричины. Однако он является фундаментальной частью процесса, направляющего человека к познанию самых фундаментальных вещей.

Опубликован

2021-12-10

Как цитировать

[1]
2021. Бэконовская historiola mentis в методе Спинозы. Эпистемология и философия науки. 58, 3 (Dec. 2021), 188–205. DOI:https://doi.org/10.5840/eps202158352.