Язык реальности и реальность языка в философии Фрэнсиса Бэкона

Авторы

  • Наталия Александровна Осминская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps202158348

Ключевые слова:

универсальный язык, природа человека, реальные знаки, философская грамматика, воображение, индукция, конвенционализм

Аннотация

Центральным положением натурфилософии Фр. Бэкона является утверждение о несовпадении «природы человеческого ума» и «природы вещей», в связи с чем изобретенная им новая логика должна была преодолеть зависимость познания от абстрактных понятий силлогистической логики. Развивая учение Аристотеля о конвенциональной природе языка, Бэкон выдвинул идею создания нового невербального языка, в котором «реальные знаки» должны представлять определенные природные феномены, что в пределе предполагало также классификацию и определение всех вещей мира. Хотя этот проект «строго научного языка» не был реализован непосредственно Бэконом, его идеи получили распространение в Европе середины и второй половины XVII века в рамках дискуссии о природе языка и мышления и связанных с ней различных попыток создания «универсального языка», что отражено в наследии М. Мерсенна, Р. Декарта, Я. Коменского, Г.В. Лейбница и особенно активно развивались в англосаксонском научном сообществе (Т. Гоббс, Дж. Уилкинс, Дж. Локк).

Загрузки

Опубликован

2021-12-10

Как цитировать

[1]
2021. Язык реальности и реальность языка в философии Фрэнсиса Бэкона. Эпистемология и философия науки. 58, 3 (Dec. 2021), 119–131. DOI:https://doi.org/10.5840/eps202158348.