Социология или психология? О теоретических источниках сильной программы в социологии научного знания Дэвида Блура

  • Андрей Геннадьевич Кузнецов
Ключевые слова: социология научного знания, исследования науки и технологий, социальная эпистемология, Дэвид Блур, Мэри Хессе, Томас Кун, Карл Поппер, эмпиризм

Аннотация

Цель статьи - реверс-инжиниринг концептуальной архитектуры сильной программы в социологии научного знания Д. Блура через экспликацию ресурсов и способов ее построения, чтобы лучше понять ее логику и объяснительные намерения. Для этого демонстрируется проблематичность конвенциональной интерпретации сильной программы как радикализации теории науки Т. Куна и как социологизированной эпистемологии. Эта проблематизация позволяет заново поставить ряд вопросов: В каком смысле сильная программа является постпозитивистской? В каком смысле она является социологической? Является ли она эпистемологией? Для ответа на эти вопросы: 1) Локализуется позиция сильной программы в отношении спора Т. Куна и К. Поппера; 2) Дается анализ сетевой модели науки М. Хессе как базового ресурса сильной программы; 3) Рассматривается способ построения Блуром сильной программы через оригинальную интерпретацию и апроприацию сетевой модели; 4) Эксплицируется значение этой интерпретации для версии сильной программы 1976 г.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Вахштайн В.С. Революция и реакция: Об истоках объектно-ориентированной социологии // Логос. 2017. Т. 27. № 1. С. 41–84.
Касавин И.Т. Социальная эпистемология: понятие и проблемы // Эпистемология и философия науки. 2006. Т. 7. № 1. С. 5–15.
Моркина Ю.С. Социальная теория познания Д. Блура: истоки и философский смысл. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация». 256 с.
Мотрошилова Н.В. «Социальная эпистемология»: новые проблемы, дискуссии и дихотомии // Ценности и смыслы. 2011. № 5. С. 5–31.
Столярова О. Е. Социология науки и философия науки: за пределами дескриптивизма и нормативизма // Вопросы философии. 2014. № 4. С. 168–178.
Bloor D. Explanation and Analysis in Strawson’s ‘Persons’ // Australasian Journal of Philosophy. 1970. Vol. 48. № 1. P. 2–9.
Bloor D. Is the Official Theory of Mind Absurd? // The British Journal for the Philosophy of Science. 1970. Vol. 21. № 2. P. 167–183.
Bloor D. The dialectics of metaphor // Inquiry. 1971. Vol. 14. № 1–4. P. 430–444.
Bloor D. Two Paradigms for Scientific Knowledge? // Science Studies. 1971. Vol. 1. № 1. P. 101–115.
Bloor D. Are Philosophers Averse To Science? // Meaning And Control: Essays In Social Aspects Of Science And Technology / Ed. by D.O. Edge, J.N. Wolfe. London: Tavistock Publications, 1973, P. 1–18.
Bloor D. Epistemology or Psychology? The structure of scientific inference by Mary Hesse // Studies in History and Philosophy of Science Part A. 1975. Vol. 5. № 4. P. 382–395.
Bloor D. Polyhedra and the Abominations of Leviticus // The British Journal for the History of Science. 1978. Vol. 11. № 3. P. 245–272.
Bloor D. Knowledge and Social Imagery. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1991. 203 p.
Bloor D. Sociology of Scientific Knowledge // Handbook of Epistemology / Ed. by I. Niiniluoto et al. Dordrecht: Springer Netherlands, 2004. P. 919–962.
Freudenthal G. How Strong Is Dr. Bloor’s ‘Strong Programme’? // Studies in History and Philosophy of Science Part A. 1979. Vol. 10. № 1. P. 67–83.
Fuller S. Social Epistemology. Bloomington: Indiana University Press, 1991. 316 p.
Goldman E. Social Epistemology // Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: https://plato.stanford.edu/entries/epistemology-social/ (дата обращения: 12.03.2020)
Hesse M.B. Models and analogies in science. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1966. 184 p.
Hesse M. Duhem, Quine and a New Empiricism // Royal Institute of Philosophy Supplements. 1969. Vol. 3. P. 191–209.
Hesse M.B. Is There an Independent Observation Language? // The Nature and Function of Scientific Theories: Essays in Contemporary Science and Philosophy / Ed. by R G. Colodny. Pittsburg: University of Pittsburgh Press, 1971. P. 35–79.
Hesse M B. The Structure of Scientific Inference. University of California Press, 1974. 309 p.
Hesse M.B. Revolutions and Reconstructions in the Philosophy of Science. Bloomington and London: Indiana University Press, 1980. 271 p.
Kaiser D. A Mannheim for All Seasons: Bloor, Merton, and the Roots of the Sociology of Scientific Knowledge // Science in Context. 1998. Vol. 11. № 1. P. 51–87.
Manicas P.T, Rosenberg A. Naturalism, Epistemological Individualism and ‘The Strong Programme’ in the Sociology of Knowledge // Journal for the Theory of Social Behaviour. 1985. Vol. 15. № 1. P. 76–101.
Manier E. Levels of Reflexivity: Unnoted Differences within the ‘Strong Programme’ in the Sociology of Knowledge // PSA: Proceedings of the Biennial Meeting of the Philosophy of Science Association. 1980. Vol. 1: Contributed Papers. P. 197–207.
Restivo S. The Myth of the Kuhnian Revolution // Sociological Theory. 1983. Vol. 1. № 1. P. 293–305.
Sturm T., Gigerenzer G. How Can We Use The Distinction Between Discovery And Justification? On The Weaknesses Of The Strong Programme In The Sociology Of Science // Revisiting Discovery and Justification: Historical and Philosophical Perspectives on the Context Distinction / Ed. by J. Schickore, F. Steinle. Dordrecht: Springer Netherlands. P. 133–58.
Zammito J. A Nice Derangement of Epistemes: Post-positivism in the Study of Science from Quine to Latour. Chicago; London: University Of Chicago Press, 2004. 390 p.
Опубликован
2020-12-22
Как цитировать
Кузнецов А. Г. Социология или психология? О теоретических источниках сильной программы в социологии научного знания Дэвида Блура // Эпистемология и философия науки. 2020. Т. 57. № 3. С. 105-124.