Веселая наука Фрэнсиса Бэкона

  • Игорь Сергеевич Дмитриев
Ключевые слова: Ф. Бэкон, «Великое восстановление наук», «Новый органон», Аристотель, учение об идолах, стиль произведений Ф. Бэкона

Аннотация

Статья посвящена анализу некоторых аспектов методологии научного познания, к которым обращался Ф. Бэкон в трактате «Новый органон» (1620) и в других сочинениях так или иначе связанных с его работой над проектом «великого восстановления наук». В статье основное внимание уделено следующим трем вопросам: отношению Бэкона к наследию Аристотеля, контексту бэконианского учения об идолах и причинам выбора английским философом фрагментированной (афористичной) формы изложения своих идей в «Новом органоне» и в некоторых других произведениях. Опираясь на анализ сочинений Бэкона, относящихся к указанному проекту, было показано, что его высказывания в адрес Аристотеля и его философии имели дифференцированный характер в зависимости от того, предназначался ли соответствующий текст для печати или служил рабочим наброском. В последнем случае оценки Аристотеля Бэконом носили более жесткий характер. Бэконианская критика аристотелизма формировалась в контексте развития английским философом учения об идолах познания. В статье показано, что разрабатывая это учение Бэкон исходил из идеи массового безумия человеческого рода (insania publica), которое имеет античные корни и разделялось рядом современников Ф. Бэкона. При этом последний рассматривал Аристотеля как создателя «своего рода искусства безумия (artemque quondam insaniæ componere)». В качестве лекарства от «insania universalis» Бэкон предлагал новый метод («новый органон») познания, а изложение своих идей в форме отдельных, но идейно связанных между собой афоризмов, как способ активизации мыслительного процесса читателя.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Бэкон Ф. Соч.: в 2х тт. 2-е изд-е, испр. и доп. Сост., общ. ред. и вст. ст. А. Л. Субботина. М.: Мысль, 1977‒1978. Т. 1. 568 c.
Бэкон Ф. Соч.: в 2х тт. 2-е изд-е, испр. и доп. Сост., общ. ред. и вст. ст. А. Л. Субботина. М.: Мысль, 1977‒1978. Т. 2. 576 c.
Дмитриев И.С., Крепостнова В.П. Межи и горизонты познания (фронтиспис «Instauratio magna» Ф. Бэкона). Дискурс. 2018. № 3. С. 26‒39.
Киссель М. А. Великое восстановление веры: Британский Платон. СПб: Изд-во Политехнического ун-та, 2014. 256 с.
Монтень М. Опыты. В трех книгах. Книги первая и вторая. 2-е изд. / Отв. ред. Ю.Б. Виппер. М.: Наука, 1979. 704 с.
Ницше Ф. Соч. в 2х тт. Т. 1. М.: Мысль, 1990. 829 с.
Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / Перевод и примечания С. А. Ошерова. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М.: Наука, 1977. 383 с.
Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. М.: Мысль, 1974 (Серия: Мыслители прошлого). 176 с.
Якимович А.К. Искусство непослушания. Вольные беседы о свободе творчества. СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. 573 с.
Ahonen M. Mental Disorders in Ancient Philosophy. (Studies in the History of Philosophy of Mind). Heidelberg: Springer, 2014. 280 pp.
Aubrey J. Brief Lives. Edited from the Original Manuscripts and with an Introduction by Oliver Lawson Dick. London: Theodore Brun, 1949. 408 pp.
Bacon F. The Works / Ed. by J. Spedding, R. L. Ellis and D. D. Heath. In 15 vols. Boston: Houghton, Mifflin and Co., n.d.
Bacon F. Meditationes sacrae. Londini: Excusum impensis Humfredi Hooper, 1597. 138 pp.
Bacon F. The Works / Ed. by J. Spedding, R. L. Ellis and D. D. Heath. In 14 vols. London: Longman and co., 1857‒1874. Vol. 3 (1857).
Bacon F. The Works / Ed.by J. Spedding, R. L. Ellis and D. D. Heath. In 14 vols. London: Longman and co., 1857‒1874. Vol. 1 (1858).
Bacon F. The Works / Ed.by J. Spedding, R. L. Ellis and D. D. Heath. In 14 vols. London: Longman and co., 1857‒1874. Vol. 6 (1858).
Bacon F. The Letters and the Life of Francis Bacon Including All His Occasional Works / Newly Collected and Set Forth in Chronological Order With a Commentary Biographical and Historical, by James Spedding. In 7 vols. London: Longman, Green, Longman, and Roberts, 1861‒1874. Vol. 4 (11) (1868).
Bacon F. The Letters and the Life of Francis Bacon Including All His Occasional Works / Newly Collected and Set Forth in Chronological Order With a Commentary Biographical and Historical, by James Spedding. In 7 vols. London: Longman, Green, Longman, and Roberts, 1861‒1874. Vol. 7 (14) (1874).
The Oxford Francis Bacon. Vol. XI: The Instauratio Magna. Part II: Novum Organum and Associated Texts / Ed. with Introduction, Notes, Commentaries, and Facing-Page Translations by Graham Rees with Maria Wakely. Oxford: Clarendon Press, 2004. 766 pp.
Barbour R. English Epicures and Stoics: Ancient Legacies in Early Stuart Culture. Amherst, MA: University of Massachusetts press, 1998. 312 pp.
Selected Philosophical Poems of Tommaso Campanella: A Bilingual Edition / Editor and translator Sherry Roush. Chicago: The University of Chicago Press, 2011. 247 pp.
Cohen J. An Introduction to the Philosophy of Induction and Probability. Oxford University Press, 1989. 217 pp.
Dear P. Method and the Study of Nature // The Cambridge History of Seventeenth-Century Philosophy. In 2 vols. / Ed. D. Garber and M. Ayers. Cambridge: Cambridge University press, 2003. Vol. 1. Pp. 147‒177.
Kienpointner M. On the Art of Finding Arguments: What Ancient and Modern Masters of Invention Have to Tell Us About the "Ars Inveniendi"// Argumentation, 1997. Vol. 11, № 2. Pp. 225‒236.
Levao R. Francis Bacon and the Mobility of Science // Representations, 1992. Vol. 40 (Special Issue: Seeing Science). Pp. 1‒32.
Pérez-Ramos A. Francis Bacon's Idea of Science and the Maker's Knowledge Tradition. Oxford: Oxford University Press, 1988. 324 pp.
Rees G. Introduction // The Oxford Francis Bacon. Vol. XI: The Instauratio magna, Part II: Novum Organum and Associated Texts / Ed. by Graham Rees with Maria Wakely. Oxford: Oxford University press, 2004. Pp. XIX–CXXVIII.
Sanches F. That Nothing is Known (Quod nihil scitur) [Lyon, 1581] / Introd., notes, and bibliogr. by Elaine Limbrick. Latin text established, annot., and transl. by Douglas F. S. Thomson. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. 310 pp.
Schmitt C. B. Aristotle and the Renaissance. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1983. 187 pp.
Schmitt C. B. John Case and Aristotelianism in Renaissance England. Kingston, ON: McGill-Queen’s University Press, 1983. 303 pp.
Snider A. Francis Bacon and the Authority of Aphorism. // Prose Studies: History, Theory, Criticism. 1988. Vol. 11. Pp. 60‒71.
Stroud A. Stuart England, London: Routledge, 1999. 220 pp.
Опубликован
2020-05-27
Как цитировать
Дмитриев И. С. Веселая наука Фрэнсиса Бэкона // Эпистемология и философия науки. 2020. Т. 57. № 1. С. 181-201.