ТРАНСФОРМАЦИЯ НАУКИ В ХХ В.: ОТ ПОИСКА ИСТИНЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНИКИ
DOI:
https://doi.org/10.5840/eps201956342Ключевые слова:
наука, ученый, научный прогресс, истина, знание, техника, призвание, профессияАннотация
В первой части статьи рассматриваются взгляды на природу науки и деятельность ученого, на роль науки в жизни общества, выраженные в трудах крупнейших ученых конца XIX - начала ХХ вв. - Э.Маха, А.Пуанкаре и М.Вебера. Показано, что определенные расхождения в понимании науки и ее развития между этими мыслителями были обусловлены их профессиональными ориентациями. В то время как Мах и Пуанкаре, говоря о науке, имели в виду, прежде всего, математизированное естествознание, Вебер ориентировался на общественные науки, которые в то время находились лишь в начале своего развития. Во второй части статьи показано, что в течение ХХ в. наука испытала существенное преобразование, которое было обусловлено тремя взаимосвязанными факторами. Во-первых, научные исследования широко стали финансироваться бизнесом и государством. Во-вторых, на место ученого-одиночки приходят крупные научные коллективы, члены которых выполняют лишь узко специализированные функции в решении научной задачи. Наконец, бизнес и государство ориентируют науку на решение прикладных задач, т.е. на разработку новых технических устройств. Вследствие этого, основной целью научной деятельности становится не поиск истины, а совершенствование техники, новое знание оказывается лишь побочным продуктом технического прогресса