ЗА ПРЕДЕЛАМИ «НУЛЕВОЙ НАСТРОЙКИ»: СИТУАЦИОННЫЙ МЕТОД В ЭПИСТЕМОЛОГИИ СВИДЕТЕЛЬСТВА

Авторы

  • Аксель Гельферт Технический университет Берлина

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps201956230

Ключевые слова:

социальная эпистемология, свидетельство, редукционизм, антиредукционизм, ситуационный метод, социальный контекст

Аннотация

Эпистемологи свидетельства склонны к разработке очень изощренных примеров (так называемых «нулевых установок») в поддержку соответствующих философских позиций, причем основное направление здесь задает ориентир на «случайного незнакомца». В данной статье анализируется использование таких примеров в полемике об обосновании свидетельства между редукционистами и антиредуктивистами. Противоречия здесь возникают, с одной стороны, по поводу эпистемических оснований верований, основанных на свидетельствах, а с другой стороны, в связи с феноменологией признания и отрицания свидетельств. Автору представляется, что апелляция к случаям с «нулевой установкой» не только не способствует разрешению споров между редукционистами и антиредукционистами, но, напротив, лишь усугубляет их. По-видимому, это связано с тем, что интерпретация оказывается «дополнена» самим интерпретатором - его мировоззрением, опытом, воспитанием и философскими взглядами. В этой связи в последние годы были разработаны две стратегии коррекции такой интерпретации. Первая предлагает вместо неформальных условий обратиться к формальным контекстам с целью выявления парадигмальных сценариев для всякой эпистемологии свидетельства. Вторая требует отказаться от сценария «нулевой установки» и сосредоточиться на хорошо описанных кейсах, которые встроены в/включают в себя достаточную информацию о контексте, что позволяет сформулировать обоснованные суждения относительно надежности и достоверности свидетельских показаний. Автор анализирует перспективность каждой из названных стратегии.

Опубликован

2019-09-09

Как цитировать

[1]
2019. ЗА ПРЕДЕЛАМИ «НУЛЕВОЙ НАСТРОЙКИ»: СИТУАЦИОННЫЙ МЕТОД В ЭПИСТЕМОЛОГИИ СВИДЕТЕЛЬСТВА. Эпистемология и философия науки. 56, 2 (Sep. 2019), 60–76. DOI:https://doi.org/10.5840/eps201956230.