"СИТУАЦИОННОЕ ЗНАНИЕ" И ИДЕАЛ ОБЪЕКТИВНОСТИ В НАУКЕ

Авторы

  • Елена Олеговна Труфанова Институт философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps201754475

Ключевые слова:

ОБЪЕКТИВНОСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКЦИОНИЗМ, СИТУАЦИОННОЕ ЗНАНИЕ, ФЕМИНИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, ЗНАНИЕ, ИСТИНА

Аннотация

В статье рассматривается социально-конструкционистская критика идеала объективности в науке. Показывается, что в качестве замены универсального принципу объективности, применяемому к научному познанию в целом, ряд исследователей (в частности, феминистские философы) предлагает использовать концепцию «ситуационного знания», утверждающую, что любое знание принадлежит только локальной социальной группе и может рассматриваться только в узком социокультурном контексте. Сторонники концепции «ситуационного знания» предполагают, что такой подход будет представлять собой «сильную объективность», которая заключается в признании невозможности нейтральной позиции исследователя в научном познании и как следствие в невозможности получения истинного знания или даже построения научной теории. Вместо этого предлагается дать «право голоса» на научные высказывания каждой из социальных групп, и рассматривать полученные знания как равноценные, реализуя таким образом демократический принцип. В статье демонстрируется проблематичность этой позиции и показывается, что она не только ведет к утрате возможности говорить о науке как об общечеловеческом культурном институте, но и к утрате взаимопонимания и возможности диалога между разными социальными группами, каждая из которых вместо того, чтобы, используя принцип объективности, стремиться искать пути к общему знанию, настаивает на первостепенной ценности только своего локального «ситуационного» знания.

Загрузки

Опубликован

2018-06-19

Как цитировать

[1]
2018. "СИТУАЦИОННОЕ ЗНАНИЕ" И ИДЕАЛ ОБЪЕКТИВНОСТИ В НАУКЕ. Эпистемология и философия науки. 54, 4 (Jun. 2018), 99–110. DOI:https://doi.org/10.5840/eps201754475.