ФИЛОСОФИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ: ПРОГРАММА Я.К. ШМИДТА

Авторы

  • Илья Теодорович Касавин Институт философии РАН
  • Алина Олеговна Костина Институт философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps202461235

Ключевые слова:

междисциплинарность, трансдисциплинарность, научная политика, классификация, производство знания, Ян Шмидт, технонаука

Аннотация

В статье выявляются перспективы философии междисциплинарности на примере одноименной работы немецкого философа Я.К. Шмидта. Основной целью, которую ставит перед собой автор, является определение внутреннего смысла понятия и целей междисциплинарности. В соответствии с этим задачи, решаемые в соответствующих разделах исследования, разделяются на внутринаучные и вненаучные. Первые связаны с фундаментальными исследованиями, переосмыслением форм научного мышления, методологий, отношений природы и человека. Вторые встроены в социальную реальность и требуют анализа технонауки, производства знания и научной политики. Профессор Шмидт рассматривает два подхода к междисциплинарности: инструментальный, или стратегический, и критически-рефлексивный, или коммуникативный. Первый представляет собой инструмент с лимитированной возможностью решения актуальных проблем междисциплинарности. Эта ограниченность определяется близостью к солюционизму (от solution, англ.) и преимущественно направлена на организационные и управленческие проблемы науки. Критически-рефлексивный подход, напротив, предполагает фундаментальное переосмысление понятия знания. Междисциплинарность характерна для области научных исследований, в то время как трансдисциплинарность и ее отдельные формы – объектно- и проблемно-ориентированные подходы – с решением задач в реальном мире. Автор проводит всеобъемлющий анализ проблемы междисциплинарности, анализируя исторические корни технонаучной проблематики, оценивает современное состояние науки и предлагает парадигмальную программу ProTA, связанную с реализацией прогностического потенциала критико-рефлексивного подхода к междисциплинарности.

Библиографические ссылки

Bazhanov, V.A., Scholz, R.V. (eds.) Transdisciplinarnost’ v filosofii i nauke: podhody, problemy perspektivy [Transdisciplinarity in Philosophy and Science: Approaches, Problems, Prospects]. Moscow: Navigator Publishing House, 2015. (In Russian)

Kasavin, I.T. “The Koiné of Science: Interdisciplinarity and Mediation”, Herald of the Russian Academy of Sciences, 2017, vol. 87, no. 6, pp. 543–550.

Kedrov, B.M., Smirnov, P.V., Yudin, B.G. (eds.) Metodologicheskie problemy vzaimodeystviya obschestvennykh, estestvennykh i tehnicheskikh nauk [Methodological Problems of Interaction of Social, Natural and Technical Sciences]. Moscow: Nauka, 1981. (In Russian)

Kedrov, B.M., Yudin, B.G. (eds.) Disciplinarnost’ i vzaimodeystvie nauk [Disciplinarity and Interaction of Sciences]. Moscow: Nauka, 1986. (In Russian)

Mirsky, E.M. Mezhdisciplinarnye issledovaniya i disciplinarnaya organizaciya nauki [Interdisciplinary Studies and Disciplinary Organization of Science]. Moscow: Nauka, 1980. (In Russian)

Nicolescu, B. Manifesto of Transdisciplinarity. Albany: State University of New York Press, 2002.

Ogurtsov, A.P. Disciplinarnaya struktura nauki. Eyo genesis i obosnovaniye [Disciplinary Structure of Science. Its Genesis and Substantiation]. Moscow: Nauka, 1988. (In Russian)

Piaget, J. “The Epistemology of Interdisciplinary Relationships”, Interdisciplinarity. Problems of Teaching and Research in Universities. Paris: OECD, 1972, pp. 127–139.

Petrov, M.K. “Nekotorye problemy organizacii nauki v epokhu NTR” [Some Problems of the Organization of Science in the Epoch of NTR], Voprosy filosofii, 1968, no. 10, pp. 36–45. (In Russian)

Schmidt, J.K. Philosophy of Interdisciplinarity. Studies in Science. Society and Sustainability. London and New York: Routledge, 2022.

Загрузки

Опубликован

2024-09-18

Как цитировать

[1]
2024. ФИЛОСОФИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ: ПРОГРАММА Я.К. ШМИДТА. Эпистемология и философия науки. 61, 2 (Sep. 2024), 225–235. DOI:https://doi.org/10.5840/eps202461235.