Переопределяя статус философских высказываний: некоторые выводы из дискуссии о метаязыке внутри Венского кружка в начале 1930-х гг.

Авторы

  • Деви Треболь Университет Бордо Монтень

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps20246119

Ключевые слова:

металогика, разъяснение, Венский кружок, Витгенштейн, Карнап

Аннотация

В предисловии к «Философским статьям» Ганса Хана Карл Менгер упоминает спор о возможности или невозможности говорить о языке внутри Венского кружка в начале 1930-х гг. Затем он добавляет: «Вайсманн заявил, что нельзя говорить о языке. Хан категорически возражал против этой точки зрения. Почему нельзя – хотя бы на языке более высокого уровня – говорить о языке? На что Вейсманн по существу ответил, что это не вписывается в структуру новейших идей Витгенштейна».

Благодаря публикации протоколов Венского кружка Фридрихом Штадлером в его книге «Венский кружок – Исследования истоков, развития и влияния логического эмпиризма», мы имеем доступ к некоторым дискуссиям внутри кружка в 1930 и 1931 гг., которые позволяют нам частично реконструировать полемику. Сейчас мы вступаем в очень оживленную дискуссию на тему «разговоров о языке». Мы хотели бы более четко обозначить основные положения этой полемики, начиная с дискуссий внутри кружка. Далее мы остановимся на эволюции позиций разных членов кружка, отражающих различное отношение к этой проблеме, изложенных в статьях, опубликованных до 1936 г.

Хотя его члены стремились оставаться как можно ближе к ориентирам, установленным «Логико-философским трактатом», некоторые из его членов разошлись с ними во многих отношениях. Необходимость признать возможность теоретически говорить о языке стала более насущной, поскольку работы Тарского и Гёделя начали оказывать влияние на исследования его членов. Возникло два варианта: говорить о языке на другом языке (Хан) или же на том же языке (Карнап). Позиции Хана, несмотря на их оригинальность, близки к позициям Карнапа, представившего в 1931 г. свой металогический проект. Разногласия с Вайсманом возникали часто. Нейрат по-прежнему скептически относился к такому развитию событий, которое, по его мнению, могло привести обратно к метафизическим соображениям.

Протоколы Розы Рэнд дают нам ценную информацию о предпосылках этих дебатов, которая свидетельствует о разнообразии позиций и плодотворности обменов внутри Венского кружка в то время. Однако эти дебаты важны и в более широком контексте, а именно, в связи с обсуждением статуса философских утверждений после завершения отказа от метафизики. Представленные ответы отражают сильные разногласия внутри кружка. По мнению Нейрата, рассматривать философию как источник разъяснений ошибочно. Наука должна принять форму энциклопедии, содержащую разнородные дискурсы – точно сформулированные предложения, а также элементы обыденного языка – и рассматриваемую в динамическом процессе. Никакой дискурс вне науки не может быть принят. По мнению Шлика и Вайсмана, все еще остается место для философии как средства объяснения языка. По мнению Карнапа, цель состоит в том, чтобы создать логически подходящий язык науки; дискуссии на естественном языке играют лишь временную роль для достижения адекватного языка, на котором может быть сформулирована логика науки.

Библиографические ссылки

Carnap R. Logical Syntax of Language, trans. by A. Smeaton, London: Routledge & Kegan Paul, 1937.

Carnap R. Logical Structure of the World, trans. by R.A. George, London: Routledge & Kegan Paul, 1967.

Frascolla, P. Understanding Wittgenstein's Tractatus, London: Routledge, 2011,

Friedman, M. Reconsidering Logical Positivism. New York: Cambridge University Press, 1999.

Hahn, H. Empiricism, Logic, and Mathematics, ed. by B. McGuinness. Dordrecht: D. Reidel Publishing Company, 1980.

Neurath, O. "Unified Science and its Encyclopedia", Philosophy of Science, Apr. 1937, vol. 4, no.2, pp. 265–277.

Schilpp, P.A. (ed.) The Philosophy of Rudolf Carnap. London: Cambridge University Press, 1963.

Schlick, M. Philosophical Papers, Vol. I, trans. By P. Heath. Dordrecht: D. Reidel Publishing Company, 1979.

Stadler, F. The Vienna Circle Studies in the Origins, Development, and Influence of Logical Empiricism. Heidelberg, New York, Dordrecht, London: Springer Cham, 2015.

Wittgenstein, L. Wittgenstein und der Wiener Kreis. Oxford: Basil Blackwell, 1967.

Wittgenstein, L. Tractatus Logico-Philosophicus, side-by-side edition.

Опубликован

2024-09-10

Как цитировать

[1]
2024. Переопределяя статус философских высказываний: некоторые выводы из дискуссии о метаязыке внутри Венского кружка в начале 1930-х гг. Эпистемология и философия науки. 61, 1 (Sep. 2024), 94–105. DOI:https://doi.org/10.5840/eps20246119.