Бэконовская historiola mentis в методе Спинозы

  • Омар Дель Нонно Университет Ка-Фоскари
Ключевые слова: Спиноза, Фрэнсис Бэкон, воображение, метод, история

Аннотация

В статье обсуждается дискуссионный вопрос о возможном влиянии Бэкона на мысль Спинозы. Анализ отталкивается от отсылки Спинозы в Письме 37 к historiola mentis (малой истории ума) à la Бэкон как к эмпирико-историческому методу для различения различных видов восприятия. Цель работы – объяснить, почему Спиноза считает «историю ума» Бэкона полезным инструментом для продвижения к познанию наиболее прекрасных вещей [praestantissimae res]. Я предполагаю, что Спиноза мог вдохновиться теорией идолов Бэкона и его историческим методом, поскольку они помогают различать разные виды идей без предварительного знания о первых причинах. Кроме этого, метод толкования Писания в "Богословско-политическом трактате" Спинозы, похоже, также частично обязан бэконовскому изложению естественной и гражданской истории и направлен на прояснение практического смысла Писания. Исторический и эмпирический метод в понимании Спинозы может играть ключевую роль, поскольку преобразует человеческую деятельность и поведение в соответствии с порядком разума. Этот метод имеет сугубо практическую функцию и не может сравниться с истинным познанием вещей через их первопричины. Однако он является фундаментальной частью процесса, направляющего человека к познанию самых фундаментальных вещей.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Bacon, F. The Instauratio magna Part II: Novum organum and Associated texts, trans. and edit. by G. Rees and M. Wakely. Oxford: Oxford University Press, 2004.
Corneanu, S. & Vermeir, K. “Idols of the Imagination: Francis Bacon on the Imagination and the Medicine of the Mind”, Perspectives on Science, 2012, vol. 20, no. 2, pp.183– 206.
Cristofolini, P. La scienza intuitive di Spinoza. Pisa: Edizioni ETS, 2005, 151 pp.
De Bastiani, M.L. Spinoza e gli storici latini. L’uso di storie, citazioni ed esempi nella filosofia politica spinoziana, dissertation publicy defended at University of Studies of Roma Tre: 20/06/2019.
Dibon, P., “Sur la réception de l’oeuvre de Bacon en Hollande dans la première moitié du XVIIe siècle”, in: M. Fattori (ed.) Francis Bacon. Terminologia e fortuna nel XVII secolo, Rome: Edizioni dell’Ateneo, 1984, pp. 91–115.
Elena, A. “Baconianism in the Seventeenth-Century Netherlands: a Preliminary Survey”, Nuncius, 1991, vol. 6, no. 1, pp. 33–47.
Gemelli, B. “Isaac Beeckman as a Readerof Francis Bacon’s Sylva Sylvarum”, Journal of Early Modern Studies, 2013, vol. 2, no. 1, pp. 61–79.
Gemelli, B. “Bacon in Holland: Some Evidences from Isaac Beeckman’s Journal”, Journal of Early Modern Studies, 2014, vol. 4, no. 1, pp. 107–130.
Giglioni, G. “Learning to Read Nature: Francis Bacon’s Notion of Experiential Literacy (Experientia Literata)”, Early Science and Medicine, 2013, vol. 18, no. 4–5, pp. 405–434.
Giglioni, G. “Medicine of the Mind in Early Modern Philosophy”, in: J. Sellars (ed.) The Routledge Handbook of the Stoic Tradition, Abingdon: Routledge, 2016, Routledge Handbooks Online. [https://www.routledgehandbooks.com/doi/10.4324/9781315771588.ch13, accessed on 01.03.2021]
Jaquet, C. “Les trois erreurs de Bacon selon Spinoza”, in: C. Jaquet. Les expressions de la puissance d’agir chez Spinoza. Paris: Éditions de la Sorbonne, 2005. [https://books.openedition.org/psorbonne/147, accessed on 01.03.2021]
Jaquet, C. Bacon et la promotion des savoirs. Paris: PUF, 2010, 304 pp.
Manzo, S. “Francis Bacon’s Natural History and Civil History: A Comparative Survey”, Early Science and Medicine, 2012, vol. 17, no. 1–2, pp. 32–61.
Mignini, F. Introduzione a Spinoza. Editori Laterza, 1983, 263 pp.
Nadler, S. Spinoza: A Life. Cambridge: Cambridge University Press, 1999, xiii+407 pp.
Pousseur, J.M., “Le Novum organum de Descartes à Spinoza”, in: C. Jaquet (ed.) L’héritage baconien au XVIIe et au VIIIe siècles. Paris: Éditions Kimé, 2000, pp. 17–43.
Rusu, D.C. “Bacon, Francis”, in: M. Sgarbi (ed.) Encyclopedia of Renaissance Philosophy, 2018. [https://doi.org/10.1007/978-3-319-02848-4_1-1, accessed on 01.03.2021]
Rusu, D.C. “Imagination in Early Modern Theory of Knowledge”, in: D. Jalobeanu, C.T. Wolfe (eds.) Encyclopedia of Early Modern Philosophy and the Sciences, 2020. [https://doi.org/10.1007/978-3-319-20791-9_403-1, accessed on 01.03.2021]
Santinelli, C. “Assidua meditatio, propositum costantissimum. Il concetto di metodo nell’Epistola 37 di Spinoza a Johannes Bouwmeester, fra il Tractatus de intellectus emendatione e l’Ethica”, in: M.L. De Bastiani & S. Manzi-Manzi (eds.) Amice colende. Temi, storia e linguaggio nell’epistolario spinoziano. Milano-Udine: Mimesis Edizioni, 2020, pp. 77-96.
Spinoza, B. The Collected Works of Spinoza [Collected Works], trans. and edit. by E. Curley. Princeton: Princeton University Press, 1985, vol. 1 and, 2016, vol. 2.
Strazzoni, A. “The Dutch Fates of Bacon’s Philosophy: libertas philosophandi, Cartesian Logic and Newtonianism”, Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, 2012, vol. 4, no. 1, 251–281.
Van Cauter, J. “Wisdom as a Meditation on Life: Spinoza on Bacon and Civil History”, British Journal for the History of Philosophy, 2016, vol. 24, no. 1, pp. 88–110.
Zac, S. Spinoza et l'interprétation de l'Écriture, Paris: Presses Universitaires de France, 1965.
Опубликован
2021-12-10
Как цитировать
Дель Нонно О. Бэконовская historiola mentis в методе Спинозы // Эпистемология и философия науки. 2021. Т. 58. № 3. С. 188-205.