Пророческий Бэкон: ответ Гарберу

  • Стив Фуллер Университет Уорика
Ключевые слова: Фрэнсис Бэкон, Карл Поппер, социальная эпистемология, объективное знание, научный метод

Аннотация

Эта статья является одновременно размышлением о социальной эпистемологии Фрэнсиса Бэкона и мета-размышлением о том, как мы должны думать о таких исторических фигурах, как Бэкон, которые сохраняют свою философскую, научную и даже политическую актуальность. Толчком к написанию данной статьи послужила работа Даниэля Гарбера "Метафизический метод Бэкона", в которой Бэкон изображается как участник схоластических дебатов своего времени. В отличие от Гарбера, я делаю два вида выводов: (1) На историографическом уровне я выступаю против "контекстуализма", который искусственно ограничивает "трансцендентальные" горизонты такого мыслителя, как Бэкон, который явно обращался не только к своим непосредственным современникам, но и, что, возможно, более важно, к будущим читателям, личности которых он не мог знать. То, что иногда называют "разговором человечества", имеет именно этот довольно странный коммуникативный характер. (2) На более существенном философском уровне становится ясно, что Бэкон вообще не имеет концепции знания как разновидности (обоснованного) мнения. Напротив, знание – это продукт процесса, который в значительной степени осуществляется людьми над людьми, в духе судебной инквизиции. В этом контексте люди – не в меньшей степени, чем технологии, обычно используемые в лабораториях, - являются инструментами производства знания. Здесь Бэкон предвосхищает идеи 19-20 вв. о медиа как "расширении чувств" и "третьего мира" Карла Поппера.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Becker, C. The Heavenly City of the Eighteenth-Century Philosophers. New Haven: Yale University Press, 1932, 168 pp.
Cohen, L.J. “Some Historical Remarks on the Baconian Conception of Probability”, Journal of the History of Ideas, 1980, vol. 41(2), pp. 219–231.
Feyerabend, P. The Conquest of Abundance: A Tale of Abstractness versus the Richness of Being. Chicago: University of Chicago Press, 1999, xviii + 285pp.
Fuller, S. Social Epistemology. Bloomington: Indiana University Press, 1988, xv+316 pp.
Fuller, S. Philosophy of Science and Its Discontents. 2nd ed. (Orig. 1989). New York: Guilford Press, 1993, 240 pp.
Fuller, S. New Frontiers in Science and Technology Studies. Cambridge UK: Polity, 2007, 240 pp.
Fuller, S. Knowledge: The Philosophical Quest in History. London: Routledge, 2015, 312 pp.
Fuller, S. “The Social Construction of Knowledge”, in: L. McIntyre and A. Rosenberg (eds.), The Routledge Companion to Philosophy of Social Science. London: Routledge, pp. 351–361.
Fuller, S. “From Transcendental Dopes to Transhumanists: Prolegomena to a Futuristic Take on the History and Philosophy of Science”, SERRC (11 September) [https://social-epistemology.com/2019/09/11/from-transcendental-dopes-to-transhumanists-prolegomena-to-a-futurist-take-on-the-history-and-philosophy-of-science-steve-fuller/, accessed on 10.12.2020].
Garber, D. “Bacon’s Metaphysical Method”, Epistemology & Philosophy of Science, 2021, vol. 58, no. 3, pp.
Harrison, P. The Fall of Man and the Origins of Modern Science. Cambridge UK: Cambridge University Press, 2007, xi+300 pp.
Noble, D. The Religion of Technology: The Spirit of Invention and the Divinity of Man. London: Penguin, 2007, 288 pp.
Popper, K. Objective Knowledge. Oxford: Oxford University Press, 1972, 380 pp.
Tegmark, M. Life 3.0: Being Human in the Age of Artificial Intelligence. London: Penguin, 2017, 384 pp.
Опубликован
2021-12-10
Как цитировать
Фуллер С. Пророческий Бэкон: ответ Гарберу // Эпистемология и философия науки. 2021. Т. 58. № 3. С. 78-86.